11.09.2020

Село Бабье. Спировский район

Ранее мы рассказывали о выезде группы активистов под руководством заведующего спировским краеведческим музеем Николаем Шубиным в усадьбу героя войны 1812 года Н.М.Свечина в Дубровке и работах по ее благоустройству. В сентябре эта практика была продолжена.

Николай Александрович при поддержке Александра Назарова, протоиерея Михаила Ивлева и Дениса Лопакова привел в порядок территорию вокруг Никольской церкви в селе Бабье – обкосили, вырубили кустарники бузины.

«В 2000-х годах были начаты работы по восстановлению алтаря храма, но потом, в силу финансовых причин, они были приостановлены. Однако, посетив храм, хочется сказать, что, несмотря на временное, будем надеяться, запустение, все восстановленное сохранено», – отметил Николай Шубин.

Церковь Николая Чудотворца была построена в 1823 году капитаном Мельницким и подрядчиком Мельниковым на средства, собранные прихожанами, вместо обветшалой деревянной постройки 1753 года. Всего в церкви было 2380 прихожан из 419 дворов.

В 1862 г. на приходском кладбище была построена часовня Всех Святых. В предреволюционные годы церковь Святителя Николая в селе Бабье украшала каменная ограда с угловой часовней, от которой сегодня осталась лишь часть стен. Вокруг церкви находилось кладбище, где хоронили именитых благодетелей храма и священников.

В 1896 году была открыта церковно-приходская школа, где обучались 24 мальчика и 20 девочек, занятия вел священник Иван Критский. По сведениям за 1915 год, кроме церковно-приходской действовали три земских школы и двухклассное железнодорожное училище.

Никольская церковь действовала до 1941 года. После закрытия храма в здании располагался госпиталь. Бойцов, умерших в госпитале, хоронили здесь же – на сельском кладбище. После войны кладбище вокруг храма сравняли с землей. В километре от села есть братская могила, в которой захоронено 38 человек, погибших и умерших от ран.

Церковь Святителя Николая стоит на гранитном цоколе на окраине села – села с богатой историей (впервые упоминается в писцовой книге Бежецкой пятины за 1545 год) и овеянного легендами. Одна, а вернее две, из них связаны с названием – Бабье. Существует предание, что татаро-монголы вырезали здесь всех мужчин, чтобы у русских не было потомства, но есть и другая легенда.

На пути к Великому Новгороду орда хана Батыя встретила сопротивление Торжка, осада города затянулась и завоеватели отправились по округе на поиски продовольствия. Разорив поселение Выдыбожек (ныне – Выдропужск), они вышли к Заречью, как тогда называлось Бабье. Мужское население Заречья защищало Торжок в составе княжеской рати, и на бой против отряда Батыя с топорами, вилами и косами вышли бесстрашные русские бабы, отстояв село. С тех пор и зовется оно Бабьим селом, а на картах и в документах – Бабье.

Живописные берега Тверцы питали силой духа многих выдающихся личностей. Бабье стало колыбелью для художника-пейзажиста Константина Первухина – здесь прошло его детство – и философа и богослова Михаила Новоселова, расстрелянного в 1938 году.

Дед М.А.Новоселова по матери – Михаил Зашигранский – служил в Бабье священником, а отец – Александр Григорьевич – стал педагогом и, будучи директором Тульской гимназии, советовался с самим Л.Н.Толстым. Поэтому неудивительно, что Михаил Новоселов увлекся идеями писателя. Но идея построения толстовской общины рухнула и М.А.Новоселов возвращается в православие, изучает творения отцов церкви, сближается со старцами Оптиной и Зосимовой пустынь, преподобным Иоанном Кронштадским.

В 1902 году в Вышневолоцкой типографии появляется известная всей России брошюра «Забытый путь опытного Богопознания» – начало новоселовской библиотеки в составе 39 брошюр и 20 книг, а также других печатных материалов.

Религиозное просвещение стало крестом Михаила Новоселова на всю оставшуюся жизнь. После революции 1917 года за свои религиозные убеждения Новоселов подвергся гонениям со стороны властей, но, укрываясь на малой родине, продолжал нелегально заниматься проповедью православия.

В 1928 году Михаил Новоселов был арестован, в 1929-м – осужден, но в тюрьме получил еще два срока за контрреволюционную деятельность. В январе 1938 года его приговаривают к расстрелу и приводят приговор в исполнение…

Вот такое оно, село Бабье – тихое, скромное на вид, но исполненное духовной силы и исторической мощи.

Юлия БЕЛОУСОВА

По материалам спировского краеведческого музея


Поделиться:

Для того чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

Возврат к списку